Партнеры

ГИПЕРКУБ - граффити о шести десятилетиях Байкальска

Лафетные вышки - бетонные конструкции для пожаротушения. Шесть кубов – шесть стилизованных граффити по мотивам 60-ти летней истории города Байкальска
Куб Первый: 1950-1960е годы

Ергина Альбина, хранитель фондов индустриального и культурного наследия БЦБК:

- Характерным для этого отрезка времени является исследовательские, изыскательные работы, проводимые разнопрофильными специалистами – гидрологами, инженерами, проектировщиками, биологами. Задолго до первостроителей в тайгу пришли ученые, производившие различные замеры, наблюдения о ледоставе, силе байкальских ветров, волн, подводных течениях, количестве осадков, сейсмичности территории, биоресурсах региона».

Андрусяк Алексей, художник-граффитист:

- Этот период времени для меня видится в черно-белых тонах, так как это было давно, и об этом можно судить только по черно-белым фотографиям.

Это период, когда на месте будущего завода царствует природа: вода растительность, горы, леса. И человек лишь малая часть всего этого.

Он лишь может наполнять смыслом и духом пока еще необъяснимые явления. Но когда есть измерительные приборы и наука, то находятся объяснения всем явлениям.

Куб Второй: 1960-1970е годы

Ергина Альбина, хранитель фондов индустриального и культурного наследия БЦБК:

- Молодежь приехала в строящийся поселок со всех уголков страны. Масштабные работы развернулись на Промплощадке и в городе. Нужно было возводить дома для нескольких тысяч нуждающихся в жилье строителей, которые первые годы жили в палатках и бараках.

А на промплощадке в это время шла установка варочных котлов на фундамент, закрывался бетонными стенами главный корпус, рылись котлованы на 50 м глубиной для будущих отстойников очистных сооружений.

Андрусяк Алексей, художник-граффитист:

- Я увидел этот период в красных тонах. Для меня этот цвет взрывной бурной деятельности. Почти как раскаленная сталь. Ведь это время большой стройки и тяжелых стальных конструкций, период, требующий наиболее активных действий. Молодые, крепкие люди, как фундамент, как основа заполняли собой пробелы и оказывали сильное воздействие на природу и людей вокруг. Влияние и авторитет, на котором должна стоять такая громада.

Куб Третий: 1970-1980е годы

Ергина Альбина, хранитель фондов индустриального и культурного наследия БЦБК:

- Серьезное испытание для молодого города выпало летом 1971 года. Двухнедельные непрекращающиеся дожди сформировали паводок и селевый поток сошел на город. Разрушены мосты, дороги, затоплены дома, снесены строения.

70-е годы отмечены достижением взятых рубежей – выпуском целлюлозы с разрывной длиной до 50 км. Много молодых людей стремится в город, чтобы трудоустроиться на БЦБК. Средний возраст работающих на предприятии – 24 года. Созидающий труд на благо страны – главная тема этих лет.

Андрусяк Алексей, художник-граффитист:

- Синий — это цвет созидания и наблюдения.

В работе мне было интересно рассматривать фото с людьми в рабочем процессе за станками. Поразило то, как коллектив людей похож на большой механизм и каждое движение четкое, прямолинейное, надежно выученное. Я смотрю на этих людей и вижу в них атлантов, богатырей. Их не уносит течениями поднявшихся вод, они берут и расставляют все на свои места силой воли.

В тоже время очень много архивных фотографий, рассказывающих о праздниках и народных гуляниях, общественных шествий.

Народ умел тяжело трудиться и радостно праздновать!

Четвертый куб: 1980-1990е годы

Ергина Альбина, хранитель фондов индустриального и культурного наследия БЦБК:

- 1 февраля 1985 года сварено 3 млн тонн целлюлозы на БЦБК. Комбинат продолжает работать и оставаться градообразующим предприятием.

Самые стабильные и счастливые годы: в городе занимаются горнолыжным спортом, в ДК "Юбилейном" идут творческие отчеты коллективов комбината, работает собственная студия кинохроники, ставятся спектакли, а юные цирковые артисты тренируются вместе с профессионалами в Ангарске, Иркутске.

Андрусяк Алексей, художник-граффитист:

- Фиолетовые оттенки — крайние в спектре. Через них отражены эмоциональные связи людей: подъем и успех в производственных делах, гордость, радость, задор, соперничество, активный досуг на горных лыжах. Всё это —на фоне бурно работающего завода и отлаженных механизмов.

Пятый куб: 1990-2000е годы

Ергина Альбина, хранитель фондов индустриального и культурного наследия БЦБК:

- В кризисное десятилетие БЦБК, в отличии от других профильных предприятий, не прекращал выпуск целлюлозы, не простаивал и умудрялся сохранять высокие зарплаты. Завод был гарантом устойчивого развития.

Именно в это время начинает свое развитие Байкальск фестивальный. Фестивали молодежной музыки становятся суперпопулярными, привлекают огромное количество участников, исполнителей.

Серьезное развитие получает цех здоровья: удлиняются горнолыжные трассы, строится первая инфраструктура на горе Соболиной. Клуб любителей горных лыж «Белый чайник» проводит свои знаменитые спуски в карнавальных костюмах.

На заводе первые электронно-вычислительные машины, осуществлена автоматизация систем всего технологического процесса.

Андрусяк Алексей, художник-граффитист:

- Зеленый цвет – цвет молодости, непостоянства и готовности к переменам, бунтарство инноваций, экологичность, спокойствие, умиротворенность.

Все перечисленные свойства дали именно этот цвет. Вместо тяжелых конструкций и огрубевших рук процессами управляют клавиши и микросхемы, производство наполняется другими звуками и ритмами. Люди преображают свой отдыха и досуга. В солнечный летний день они спешат с рабочей смены на танцплощадки или увлечены тонкими процессами компьютерных машин и датчиков. Природа здесь все также прекрасна.

Шестой куб: 2000-2010е годы

Ергина Альбина, хранитель фондов индустриального и культурного наследия БЦБК:

- Город в поиске альтернативных решений: люди активно занимаются выращиванием клубники, здесь проходят первые клубничные фестивали «Виктория».

В 2002 году Гору Соболиную посещает Президент В.В. Путин.

В целом, развитие города продолжается несмотря на то, что комбинат прекратил свою деятельность в 2013 году.

Андрусяк Алексей, художник-граффитист:

- Коричневые оттенки, как цвет зрелости и достижения идеалов или способности завершить одну стадию жизнедеятельности и перейти в другую.

Теперь город стал самостоятельным и должен продолжить жизнь без завода. Одна эпоха завершилась, пора развернуться и посмотреть внутрь себя. Появляются новые деятельности, другая эстетика, узнаваемая в линиях, формах, материалах, названиях. Мне не хотелось отображать на рисунках факты, только чувства и ощущения.